СЮТ из Озерска на Международном авиационно-космическом салоне (18 фото)

В рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 в шестой раз была представлена масштабная экспозиция Международного фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества «От винта!».


С 2017 года фестиваль стал главной молодежной площадкой по профориентации Министерства промышленности и торговли РФ.


В этом году в экспозиции «От винта!» приняли участие 170 юных конструкторов и изобретателей в возрасте от 5 до 30 лет, ставшие финалистами по результатам отбора работ в рамках реализации региональных этапов фестиваля, проведенных в 75 субъектах Российской Федерации, их наставники и учителя, а также партнеры по международному сотрудничеству. Это дошкольники, школьники, студенты и молодые специалисты из 75 регионов России, а также из Чехии, Болгарии, Индии, Китая, Южной Кореи, Сирии и других стран.


Были на этом форуме и представители Озерска.


Воспитанник Станции юных техников - Александр ВОРМСБЕХЕР - представлял фантастический проект «И на Марсе будут яблони цвести. Освоение Луны, как стартовой площадки для полета к Марсу», созданный под руководством педагога Станции Александра Степановича ЛУГОВОГО.


Как известно, Александр Степанович – руководитель судомодельного объединения. И это далеко не первый его «космический» проект.

- Александр Степанович, с чего началось ваше увлечение космонавтикой?

- Начнем с того, что в этом году, 15 сентября, мы отмечаем 50 лет Станции юных техников. И я из первых работников остался в единственном числе. Мамонт. А идея космонавтики… Так как я не люблю на чем-то одном зацикливаться, поделал корабли, надо что-то еще. Занимался архитектурой: сделал несколько макетов наших памятников деревянного зодчества. А в 2011 году, в год 50-летия полета Ю.А.Гагарина у меня возникла идея экспонатов, посвященных космонавтике.

За четыре с половиной месяца мы с ребятами сделали четыре экспоната (макет Байконура, макет запуска первого искусственного спутника, макет стыковки «Союз-Аполлон» и макет Лунохода). И вот один из исполнителей, Дима Халтурин, который делал «Луноход», и себя прославил, пол мира изъездив с этим экспонатом, получил медаль НТТМ, чемпион России по образовательной робототехнике, и город наш прославил…

Потом мы трижды были на МАКСе. Первооткрывателем у нас был Дима Халтурин в 2011 году. Потом в 2015 году мы там были и вот сейчас, в 2017 году ездил, защищал работу свою Саша Вормсбехер.

Дмитрий ХАЛТУРИН, студент МИФИ, приехал на каникулы из Москвы. Как не задать ему пару вопросов о родной Станции?

- Александр Степанович сказал, что много, где довелось побывать. Где именно?

- Так и есть. Началось всё с МАКСа. Работа, в принципе, была уже готова, но поскольку я занимался робототехникой, там открывались новые горизонты, новые возможности. Естественно, надо было дорабатывать, автоматизировать аппарат. Имея навыки, я решил их применить, совместить техническое творчество с образовательной робототехникой. В итоге получился автоматический аппарат, созданный под руководством Александра Степановича Лугового и Валерия Анатольевича Смолина (учитель информационных технологий шк. №38). И с этим экспонатом мы уже пошли на VIII Всемирную олимпиаду роботов (World Robot Olympiad). Там несколько этапов: мы сначала выиграли городской, потом – областной, стали чемпионами России в 2012 году, вошли в состав сборной России по робототехнике и поехали представлять нашу страну в Абу-Даби. Это мировой этап, дальше уже некуда.

- Как правило, к юношескому техническому творчеству относятся с несколько легкомысленной улыбкой, дескать, что-то там паяют, что-то строгают… Чем бы дитя не тешилось. А вот в дальнейшей жизни, в образовании, Станция юных техников сыграла какую-то роль?

- Конечно! В первую очередь, помогла определиться, что я не историк, не политик, не гуманитарий, а именно – техник. Делать что-то руками, придумывать какие-то сложные конструкции – это моё. Даже вот в период студенчества многое приходилось делать своими руками. В том числе и на продажу. Те же макеты кораблей в бутылках. И у себя в вузе, на кафедре, то, что я умею пользоваться паяльником, некоторых повергло в шок. Казалось бы – обычный паяльник… Уж не говоря о более сложных технических операциях. Действительно, даже в университетах люди с высшим образованием, порой, не имеют представления, как работать с инструментом, на тех же токарных станках делать хотя бы элементарные операции… И тот, кто умеет, очень ценится на кафедрах, их ждут, они нужны. Потому что в любой научной работе есть место и техническому труду.

- Да, вспомнить хотя бы Гошу из фильма «Москва слезам не верит», на котором держался институт.

- Вот-вот.

Продолжателем озерской аэро-космической эпопеи теперь становится Александр Вормсбехер. Александр Степанович Луговой организовал своеобразную встречу «поколений» в выставочном зале СЮТ. И я задаю свои вопросы новому участнику МАКСа.

- Началось все, насколько я помню, со Снежинска, со «Школы Росатома». Та поездка в Снежинск дала что-то для дальнейшего развития этого проекта?

- Конечно. Макет дорабатывали, учитывая замечания и советы, которые там получили. Снежинск, как я понял, был стартовой площадкой, подготовкой к Москве. Потом были и две поездки в Челябинск, и Курчатовские чтения.

- Какие впечатления от того, что увидели на МАКСе? Каков был уровень представленных там работ?

- Уровень высокий. Там были и представители Роскосмоса. Один из них к нам подошел, мы с ним поговорили о его экспонате. Он представлял лунную программу от начала и до конца. Модель лунохода они привезли в масштабе 1:1.

- Это были уже взрослые?

- Да. Там были участники от 6-7 лет и до студентов-дипломников. Конечно, номинации разделялись по возрасту. Если в павильон заходить, то слева были экспонаты по теме авиации, а справа – космонавтика. Космонавтика была намного интересней, чем самолеты. Очень понравились станция «Гагарин», марсоход и другие.

- Кроме самого салона, куда-то вас возили? На экскурсии.

- Да. В день открытия провели обзорную экскурсию по Москве. По самым знаковым местам.

- А из гостей кто запомнился?

- Среди гостей были летчики, которые служат сейчас в Сирии. Сфотографировались с космонавтом Лазуткиным. Рассказали ему про наш проект. Женщина-профессор была из Хьюстона. Оставила тоже нам автограф. Профессор из МГУ был… Им очень понравился наш экспонат. Особенно, когда увидели все изнутри, как там всё совмещено. Не просто робототехника, а еще и детали «от себя». Понравилось, что была поддержка участников друг друга.

***

Что же касается поддержки, то в отличие от МАКСа, где руку помощи готовы протянуть даже незнакомые люди, в Озерске всё сложнее. Озерское представительство партии «Единая Россия» участие городской Станции юных техников в международном мероприятии проигнорировало, а вот предприниматель Евгений Александрович Кабанов инициативу судомоделистов-фантастов поддержал, во многом благодаря чему и состоялось участие озерчан в этом салоне. Надо ли напоминать, насколько это важно?

«ИНЖЕНЕР (м. франц.) - ученый строитель, но не жилых домов (это архитектор, зодчий), а других сооружений различного рода. Военный инженер, назначенный для военных, земляных и всякого иного рода работ и сооружений, для ведения осады и защиты крепостей; эта часть разделяется на вожатую (генеральный штаб), инженерную, саперную, пионерную и пр. Гражданский инженер и инженер путей сообщения, заведывающий стройкою мостов, дорог, переправ и обязанностью зодчего. Горный инженер, ведает горное дело; корабельный, стройку судов; инженер-механик, машинное устройство. Инженерный, к инженерам или искусству их относящ. Инженерский, инженерам свойственый, принадлежащий. Инженерство ср. инженерное искусство».

Так толковал слово «инженер» словарь Владимира Ивановича Даля.

В советские времена почти любой выпускник технического вуза гордо именовался «инженером». Хотя по сравнению с инженером Путиловым – цыпленок, сбежавший из инкубатора…

Однако, есть и маленькие оазисы, которые дают надежду на то, что инженерное дело снова станет искусством. Наша городская Станция юных техников – один из таких оазисов. Ее выпускники, становясь студентами престижных технических вузов, готовы продолжать приносить славу и «Маяку», и Озерску, и России. И нет никаких сомнений, что за ними – будущее.

Александр Волынцев


Комментарии
Добавить комментарий
Ольга Гусева
Ольга Гусева
От всей души поздравляю Александра Степановича Лугового и его воспитанника !!! Педагог который отдает всего себя детям ,ребята с большим удовольствием ходят на занятия )))
Это грамотный высококвалифицированный педагог. В этом не только его большой практический опыт работы, но неординарные человеческие качества, бескомпромиссный подход в принятии решений, честность и справедливость.Александр Степанович помогает детям поверить в свои способности, раскрыть творческий потенциал. Хочется пожелать здоровья , сил и нескончаемой энергии, новых побед .
комментировать
Гость Палыч
Гость Палыч
Поздравляю АС! Сколько знакомы, удивляюсь как его на всё хватает! Проекты один масштабнее другого, из самых разных областей техники и жизни. Неугомонный, он и пацанов заражает своей энергией. От кораблей к космосу это надо умудриться! Для мальчишек такая поездка почище всякого боевика. Сколько ребят АС научил пилить, строгать, гвозди заколачивать ... От души желаю здоровья, талантливых учеников и достойной смены!
комментировать