ВЗРОСЛОЕ НЕБО ДЕТЯМ (55-летию Станции юных техников посвящается)
55-летию Станции юных техников посвящается
ВЗРОСЛОЕ НЕБО ДЕТЯМ
В этом учреждении дополнительного образования учат воплощать мечты
Техническое творчество. Для кого-то это взаимоисключающие понятия. Хотя ничего удивительного в этом словосочетании нет.
Пространство для творчества появляется там, где мастер перерастает законы освоенного им ремесла. А перерастая, создает на новом уровне новые законы, которые станут прописями для следующего мастера. В этом – поступательный ход развития цивилизации. И касается это, конечно же, далеко не только художественного творчества и искусств, но и науки, и промышленности.
Инженер – это вовсе не просто дипломированный специалист, это художник своего дела, в совершенстве овладевший избранной специальностью. И происходит это не на студенческой скамье, не в работе над дипломным проектом, не с появлением в трудовой книжке записи «инженер». Это особый тип мышления, мировоззрение, если хотите, и труд, конечно.
Об этом и многом другом мы говорили с педагогами авиамодельного объединения городской Станции юных техников.
Итак, знакомьтесь. Василий Баранов и Николай Баранов. Василий Николаевич и Николай Васильевич. Отец и сын.
ДИНАСТИЯ АТОМЩИКОВ
Понятие «трудовая династия» упоминается в современной прессе столь же редко, как «правящая династия». Тем не менее, трудовые династии никуда не пропали. Просто не попадают в разряд скандальных новостей и потому на них не сделать рейтинговых передач на ТВ или в интернете.
Как рассказал Василий Николаевич, основоположником династии Барановых стал еще его дед – Аркадий Числов. Аркадий Николаевич был одним из тех, кто начинал создавать «Маяк», но к сожалению, рано ушёл из жизни, как и многие первопроходцы атомной индустрии.
- Потом мои отец и мать тоже работали на комбинате, - вспоминает Василий Николаевич, - в свое время на «Маяк» пошёл я, а сейчас там трудится мой сын.
Отец Василия Николаевича работал на 40-м заводе, где в лаборатории под руководством профессора Александра Николаевича Кононова занимались разработкой приборов. Пространство для технического творчества – необъятное…
ОТЕЦ
Василий Николаевич впервые пришел на Станцию юных техников еще будучи школьником:
- Очень удобное здание было у Дома пионеров, в центре города, и там жужжали самолёты на кордодроме, который тоже находился рядом, мимо не пройти. Было это где-то в семидесятые годы. Я, честно говоря, шёл в авиамодельный кружок. Но остановился на автомоделизме. Просто это первый кабинет при входе, там оказался интересный педагог – Павел Иванович Маковец. Поговорили, попробовал, так и остался.
И остался юный техник в этом кружке насовсем. Автомоделизм пришелся по душе. С моделью автомобиля «Формула-1», выполненной своими руками, участвовал в областных соревнованиях по трассовым гонкам. Позже включился в групповые проекты: построили модель автомобиля АМО, танка ИС-3. Совместно с радиокружком сделали модель космической станции (до сих пор в музее СЮТ стоит).
После окончания школы поступил в МИФИ.
- В то время там были мощные преподаватели, очень сильный институт, - вспоминает Василий Николаевич. - Потом – служба на флоте и работа на «Маяке».
На «Маяке» довелось работать и на 40-м заводе, и в заводоуправлении. Позже, руководитель авиамодельного объединения СЮТ Виктор Думенек, собравшийся уезжать из Озерска, предложил Василию Николаевичу занять его место. Виктор Львович уже знал увлеченность этой семьи моделизмом и с предложением не ошибся…
СЫН
Николай Васильевич, сегодня возглавляющий авиамодельное объединение СЮТ, пришел сюда почти двадцать лет назад, когда учился в третьем классе. Привел его сюда (уже в новое здание на ул. Ермолаева) отец и предложил выбирать кружок на свой вкус. Николай выбрал авиамодельный. (Вот и сомневайтесь в генетической предрасположенности после этого!)
Когда кружок дал новому Самоделкину всё, что мог, подключился отец.
- Брали хорошие материалы, электронику, двигатели, - делится опытом Василий Николаевич. - Самое главное: нужно было ездить по соревнованиям. Начинали с Магнитогорска. Ну, а потом, когда уже сделали хороший самолёт, включились в серьёзный соревновательный процесс: Уфа, Самара, Москва, Новосибирск и так далее. На соревнованиях смотришь на других спортсменов, анализируешь: какого они уровня, как они летают? Соответственно появляется азарт… Так постепенно удалось довести Николая уже до уровня Мастера спорта России.
Окончивший наш МИФИ Николай отправился работать на завод 156. Но не только.
СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД
С марта 2021 года отец и сын – педагоги авиамодельного объединения.
«Сферы влияния» поделили просто. Василий Николаевич взял себе более сложную группу: новичков. Берут сюда со второго класса. А сложность в том, что надо и заинтересовать ребёнка, и первоначальные навыки привить, и не отбить желание заниматься этим новым для него делом.
У сына, Николая Васильевича, группа более старшего возраста, куда ходят те, которые уже умеют что-то делать, создают уже более сложные модели и учатся на них летать. И не просто летать, но уже и выступать: наши авиамоделисты проводят областные соревнования (на кордодроме в Озерске) и первенство России по кордовым моделям в Метлино.
Когда работа в кружке у Николая совпадает со сменой на «Маяке», его на старшей группе подменяет отец.
- СЮТ – это школа, конечно, потрясающая, – делится своим опытом Василий Николаевич. – Во-первых, учит работать руками. Во-вторых, мозги начинают мыслить конструктивно. Ты начинаешь что-то изобретать, что-то придумывать. Когда работал киповцем, тогда существовала школа рационализаторов и изобретателей, и там уже не так сложно было что-то придумать, что-то новенькое внедрить. Великолепно. Вот сейчас я пришёл сюда для того, чтобы пацаны хоть как-то включились в такой процесс. Дети (мальчишки уж точно) должны работать мозгами. Творчески. Конструктивно. Чтобы была от этого польза. Вот только эта цель меня сюда привела. Иначе зачем тут этим заниматься?
С отцом согласен и сын.
- Этот опыт учит мыслить нестандартно, принимать нестандартное решение, - уверен Николай Васильевич. - Как подойти к изготовлению модели? Вроде понятно на чертеже, а в то же время надо продумать, как правильно это сделать, тем вариантом, который более удобен.
НЕДЕТСКИЕ ИГРУШКИ
Когда проходящие мимо кордодрома видят, как легко управляется с самолетом кто-то из юных техников, может возникнуть заблуждение, что это просто. Но любой, кто попробовал сам, знает: далеко не просто даже просто взлететь и сделать по горизонту пять-шесть кругов. И голова кружится, и спина болит, и рука отваливается… Не говоря о скоростных и гоночных моделях. А такой вид состязаний как воздушный бой? Где и думать надо, и соперника «просчитывать»…
- Вот летает кордовая модель, - рассказывает Василий Николаевич. - Но это настоящий самолёт с настоящим управлением. И настоящий пилот.
И это не просто слова. В недавней истории СЮТ двое выпускников-авиамоделистов связали свою жизнь с небом. Один окончил высшее военное училище, летает на истребителе, другой окончил Челябинское высшее военное авиационное краснознаменное училище штурманов, управляет беспилотниками. Надо рассказывать насколько сегодня востребована эта военная профессия?
- Все это отсюда, из детского технического творчества, - убежден Василий Николаевич. - Иначе как ты начнёшь летать? Никак. Как ты будешь чувствовать самолет? А его надо чувствовать.
* * *
Пока в Озерске есть такое уникальное образовательное учреждение как СЮТ, пока здесь трудятся азартные педагоги с горящими глазами, у юных озерчан есть шанс получить те знания и навыки, которых они не приобретут нигде. А еще – творческое мышление и руки, растущие из правильного места…
Андрей Суслов